Все о Италии - отдых, сайт, туризм, лучшее: 2012-2013

Русские в Италии (Культура)

В русских летописях XV в.. пожалуй, впервые появляется понятие "Италийские земли". А "Хождение во Флоренцию 1437-1440 гг." неизвестного автора представляет собой один из самых ранних образов европейского государства в русской литературе.

Летописи свидетельствуют, что итальянские государства были первыми из западноевропейских стран, с которыми Россия установила регулярные дипломатические и торговые отношения. До правления Петра Великого среди русских, посещавших Италию, были в основном послы и купцы. Последние вывозили из Италии сукно, шелк, посуду, зеркала, золото, а у итальянцев большим спросом пользовались русские меха, икра, соленая рыба, кожа. В конце XVII в. все чаще и чаще приезжали в Италию русские мастера для изучения судоходного дела и строительства судов. С этой целью в 1696 г. Петром было послано "50 спальников и стольников", а в мае следующего года несколько десятков русских дворян прибыли для изучения "разных наук".

Активное расширение российско-итальянских связей началось во второй половине XVII в. — XVIII в. Подобная активизация взаимных контактов привела к тому, что уже в начале XVIII в. в Венеции открылось русское торговое консульство.

Строительство Санкт-Петербурга и царских дворцов велось при участии нескольких поколений итальянских архитекторов, среди которых великие зодчие Д. Трезини, Н. Микетти, Г. Киавери, К.Б. Растрелли, Ф Б. Растрелли, А. Ринальди.Дж. Кваренги. Д. Жилярди, К. Росси. Россия осваивала не только итальянскую литературу и зодчество, но и живопись, скульптуру, декоративное искусство и музыку.

Петр I активно приобретал произведения итальянских художников и скульпторов. Эти покупки осуществлялись при посредничестве российского агента в Венеции Павла Беклемишева и специально посланных в Италию для приобретения ценностей Ю. Кологривова и С. Рагузинского. Именно они наряду с другими многочисленными произведениями искусства приобрели в Риме знаменитую статую Венеры. Уже при Петре I начали направлять в Италию молодых художников, скульпторов и архитекторов. Так, в 1716 г. был послан в Италию для завершения профессионального образования И. Н. Никитин, будущий известный портретист.

Во второй половине XVIII в., после создания в Петербурге Академии художеств, лучших ее выпускников на несколько лет направляли в качестве пенсионеров академии за границу, иногда во Францию, но чаще всего в Италию. На Апеннинском полуострове побывал и великий русский архитектор В. И. Баженов. В возрасте 28 лет он вернулся оттуда в звании профессора Римской академии и академика Флорентийской и Болонской академий. Получив право на поездку за границу, несколько лет прожил в Париже и Риме один из известных скульпторов XVIII в. Ф. И. Шубин.

Начиная с XIX в. в Италии повсеместно можно было встретить представителей русской аристократии. Русские сезоны в Сан-Ремо открыла императрица Мария Александровна, супруга Александра II. Она провела на Ривьере Цветов зиму 1874/75 гг. и в знак благодарности подарила городу пальмы для нового бульвара. Городские власти назвали этот променад бульваром Императрицы. Там же, при дворе императрицы, провел свою последнюю зиму известный русский писатель А. К. Толстой.

Вслед за императрицей на зимние сезоны в Лигурию стала съезжаться русская знать, включая и членов дома Романовых. Так. в 1895 г. здесь лечился и умер от туберкулеза великий князь Алексей Михайлович. Многие аристократы имели здесь зимние дачи. Некоторые туберкулезные больные избрали Сан-Ремо местом постоянного жительства. В городе появились русская баня, аптека, пекарня, типография. А в 1913 г. благодаря помощи императора Николая II и русской колонии была построена русская православная церковь.

Многие города Тосканы неразрывно связаны с именами потомков уральских горнозаводчиков Демидовых. Фамилия "Демидофф" сохранилась во многих местах Флоренции и Тосканы — в названиях гостиниц, баров, на городских афишах. Князь Павел Демидов купил в Пратолино, недалеко от Флоренции, имение у великого герцога Тосканского Фердинанда III. Он сохранил и отреставрировал ренессансные постройки времен Марии Медичи. В центре парка князь установил памятник своему отцу, меценату Николаю Демидову. В залах и комнатах дворца появились работы русских мастеров. Сегодня в городе можно прогуляться по вполне современной улице — Виаделла Вилла Демидофф. Князь Павел, скончавшийся в 1885 г., был погребен здесь же, в усадебной церкви. Позднее его прах был перевезен в Россию, а у стен церкви в 1955 г. обрела последний приют его дочь, княгиня Мария, оказывавшая поддержку многим организациям: "Русскому собранию", "Русскому Красному Кресту". "Русской колонии в Тоскане". Она была старостой русского храма во Флоренции и имела звание попечительницы русской церкви в Риме.

Для русской культуры XIX — начала XX в. в целом и для русской литературы в особенности была характерна особая связь с культурой Италии. Великие русские поэты, писатели, художники подолгу жили в этой стране, создавая и посвящая ей свои лучшие произведения.

О. А. Кипренский, крупный портретист первой трети XIX е. в молодости семь лет изучал в Италии классическое искусство. Долгие годы жил в Неаполе и Риме замечательный пейзажист С. Ф. Щедрин. Изучал великое итальянское искусство и К. П. Брюллов, создатель крупного исторического полотна "Последний день Помпеи". С Италией были тесно связаны жизнь и творчество А. А. Иванова. Его картина "Явление Христа народу" явилась важным этапом в развитии русской живописи.

Италия всегда привлекала художников. Представители разных поколений приезжали сюда знакомиться с итальянской культурой и работать. Здесь побывали В. Д. Поленов. В. А. Серов. К. А. Коровин. Почти одновременно Италию посетили три великих русских художника — В М. Васнецов. В. И. Суриков и М. А. Врубель.

Италия питала творчество композиторов и литераторов. В римском архиве хранится рукопись первой русской симфонии Д. Березовского, который создал это произведение во время обучения в Болонской академии. Н. В. Гоголь в Риме писал поэму "Мертвые души", И. С. Тургенев в Италии начал работу над романом "Дворянское гнездо". Завершив дипломатическую карьеру, на Апеннинский полуостров приехал Ф. И. Тютчев.

Поездка по Италии вдохновила поэта Н. С. Гумилева на создание знаменитого цикла 'итальянских" стихов. А. А. Блок, который несколько лет жил в маленьком местечке Сеттиньяно, недалеко от Флоренции, посвятил этому уголку большой цикл лирических стихотворений.

Большой период жизни провел в Италии М. Горький. Его имя связано с островом Капри, где Горький жил и лечился. Там он организовал партийную школу. К "певцу революции" на Капри съезжались многочисленные единомышленники, бывал в гостях у Горького и В. И. Ленин.

Наряду с официальным культурным обменом существовали не менее заметные контакты деятелей двух культур на личной основе. Они дали возможность Италии, а благодаря ей и миру познакомиться с оппозиционными течениями советской культуры. В Милане был впервые опубликован роман "Доктор Живаго" б. Л. Пастернака. Впоследствии за это произведение писатель был удостоен Нобелевской премии. В конце 1964 г в этой стране А. А Ахматовой была присуждена литературная премия "Этна-Таормина". Италия стала убежищем для многих деятелей культуры, вынужденных покинуть отечество в период строительства коммунизма. Во Флоренции режиссер А. Тарковский снимал фильм "Ностальгия". На Апеннинах опальный поэт И. Бродский написал "Римские сонеты" и 'Венецианские строфы".


Main Menu

Направления Италии